Молдавия построила посёлок Алонка Хабаровского края

13/06/2022
автор

         На основании Постановления ЦК КП Молдавии и Совета Министров Молдавской ССР от 20 ноября 1974 года № 382 «Об участии проектных и строительных организаций Молдавской ССР в сооружении объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и приказа Министерства строительства Молдавской ССР от 28 мая 1975 года № 155 «Об участии Министерства строительства Молдавской ССР в сооружении объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в порядке шефской помощи» в г. Кишиневе создан специализированный строительно-монтажный поезд «МолдавстройБАМ» в августе 1975 года был передислоцирован в Верхнебуреинский район Хабаровского края для строительства станции Алонка, расположенной в 60 км от станции Ургал и в 90 км от районного центра Чегдомын.

           Необычно оживленно выглядела привокзальная площадь на станции Ургал в понедельник 11 августа 1975 года. В этот день на строительство жилого п. Алонка и Восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали  прибыли посланцы солнечной Молдавии. Во главе встречающих дальневосточников были 1-й секретарь Хабаровского крайкома КПСС А.К.Черный, первый секретарь Верхнебуреинского райкома партии В.И.Луночкин, представители трудящихся района и много почетных гостей.

        Ровно в 10 ч. на первый путь медленно подошел пассажирский поезд со строителями Молдавии. Духовой оркестр прибывших встречал музыкой. Открывал митинг, первый секретарь райкома КПСС В.И.Луночкин.

           За неделю было разгружено и перевезено со станции Ургал 60 вагонов различных грузов и 65 вагонов самоходной техники. Привели в порядок свой городок и сразу же приступили  к отсыпке щебня под фундаменты столовой и других сооружений.

          Из воспоминаний бригадира А.Гусаренко: «В составе бригады работали ребята почти со всех городов Молдавии. Не привыкшие к сильным морозам, тучам комаров и гнуса, они ринулись в бой, но только вместо автоматов в руках их были топоры и пилы, лопаты и молотки. Трудно было делать все это, но вспоминать радостно те первые дни на БАМе. Все помнится – первые палатки, первые теплушки, первые общежития, первая скважина, первый дом, школа, садик… Умели мы и трудиться, и отдыхать. В свободное время посещали кино, концерты, зимой ходили на лыжах, катались на коньках. Летом собирали грибы, ягоды. Были любители порыбачить и поохотиться. Да и летом загорать и купаться есть где. Мы сделали свое озеро с песчаным пляжем. Самое главное, что мы не струсили, не побоялись трудностей и бамовских морозов. Выдержали  и не жалеем, что остались…».

           К  январю 1976 года весь состав поезда жил в благоустроенных теплых общежитиях и домах. Было сделано центральное отопление, проведена холодная и горячая вода во все жилые помещения, налажено устойчивое обеспечение поселка электроэнергией, появились радио и телефон, телевидение, центральная канализационная сеть.

           Проект строительства постоянного п. Алонка создавался авторскими коллективами проектировщиков г. Москвы и Кишинева. Молдавские проектировщики разработали проект застройки жилой части поселка, состоящего из двух- и трехэтажных 12-ти  и 6-ти квартирных жилых домов, школы на 392 учащихся, детского сада на 140 мест. Фельдшерско-акушерского пункта, торгово-общественного центра, организующим одновременно со зданием вокзала центральную площадь поселка, баню с прачечной, пожарного депо.

            Большую помощь во время летних каникул в благоустройстве поселка,  строительстве объектов оказывали студенты Кишиневского института имени С.Лазо. Силами и на средства студентов перед главным фасадом школы в п. Алонка, на высоком гранитном пьедестале установлен памятник герою гражданской войны С. Лазо.
#фнкамолдаванроссии #фаднроссии #Депнац #домнародовроссии #Хабаровскийкрай #поселокАлонка #Бам #Молдавия #Фондкультуранаций #Россия #МССР