300 молдавских рыцарей. Как в Крыму почтили память защитников Мангупа от османских завоевателей

20/07/2020
автор

Автор: Дмитрий Киселев 

В Свято-Благовещенском мужском монастыре состоялось Соборное братское поминовение 300 защитников Мангупа – молдавских рыцарей. Собралось порядка 80 гостей и представителей национальных общественных объединений. Всех объединила вера и желание сохранить память о подвиге предков –  защитников православного мира.

15 июля на руинах средневекового города Мангуп прошла церемония Соборного братского поминовения молдавских рыцарей – защитников общих с жителями Мангупа христианских ценностей, которым в ноябре 2018 года была установлена мемориальная доска. Дата была выбрана не случайно – день успения благоверного Штефана Великого, направившего в княжество Феодоро  300 своих рыцарей для противостояния османской угрозе, имена которых пока неизвестны.

После распада СССР возник большой пробел в историческом и культурном просвещении о народах, населяющих Советский Союз. Братские народы одной великой страны в одночасье стали как бы чужими.

Русские и молдаване скреплены общей памятью, корни которой уходят в XV в., что подтверждает история обороны Мангупа. Восстановлением этой исторической памяти не первый год занимается Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА) Молдаван России, по просьбе которой и состоялось поминовение.

На мероприятии присутствовали председатель ФНКА Молдаван России Людмила Корсун, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России Андрей Худолеев, а также председатель региональной национально-культурной автономии РК “Плай” Сергей Ерхан, руководитель Симферопольской городской национально-культурной автономии молдаван Максим Сорочинский, заместитель председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым Шамир Хубларян. После проведения официальной части, гости и участники возложили цветы в память о воинском братстве.

– Плох тот народ, который не почитает и забывает своих святых.

С такого обращения начал наместник Свято-Благовещенского мужского монастыря Симферопольской и Крымской епархий игумен Иакинф. В рясе и зелёной епитрахили настоятель напутствовал собравшихся бережно относиться к исторической памяти своего народа: «Эти земли искони русские, и эти связи нам нужно поддерживать, крепить и восстанавливать. Христиане должны научиться защищать свои ценности».

 

Председатель действующей с 1993 года Евпаторийской организации Русской общины Крыма Олег Кучеренко заявил, что в последнее время дрейф Молдовы в сторону Запада прекратился и наши народы вновь стали сближаться: «Мы, русские и молдаване, все православные, все братья. Стефан видит, и гордится нами, что мы опять вместе!»

545 лет назад…

1475 год. Помогать борьбе с османскими  завоевателями Штефан Великий направил 300 молдавских воинов, которые вместе с местными жителями должны были оборонять столицу крымского княжества Феодоро – город Мангуп, расположенный на горном плато. На протяжении 6 месяцев им совместно удавалось сдерживать 70-тысячное войско свирепого противника, осадившего город. В итоге это героическое сопротивление затормозило движение ига по территории Крыма. Однако борьба стоила их жизней.

Все молдавские рыцари сложили свои головы в кровопролитной битве на этой земле. Уставшие и разозлённые долгой осадой турки устроили резню, зверски уничтожив всех защитников крепости. Семья князя Александра, за исключением малолетнего сына, была вырезана. Княжество Феодоро прекратило своё существование, войдя в состав Османской империи.

Эта оборона стала символом воинского братства народов Мангупа, который населяли греки, аланы, черкесы, готы, караимы.

Стефан Великий

Стефан III Великий (Штефан чел Маре) был первым господарем созданного им Молдавского княжества, и правил с 1457 по 1504 год – это самое продолжительное правление в молдавской истории. Его жизнь была тесно связана с историей Крыма. Стефан был женат на Марии Мангупской, принцессе из императорской семьи византийских Палеологов. Всю жизнь он посвятил защите родной земли от врагов и укреплению православной веры.

После падения Византии в 1453 году православный мир лишился своего центра, опоры. Тогда Стефан начал всеми силами спасать и восстанавливать святыни в Афоне. За время царствования он одержал победу в 34 сражениях из 36. Он построил 44 церкви и монастыря, которые сегодня расположены также на территории Румынии, Болгарии и Украины.

При нём Молдова достигла небывалых успехов в развитии, с княжеством стали считаться на международной арене. Несмотря на непрекращающиеся войны, эта страна в тот период истории достигла экономического расцвета. В 1927 году в Кишинёве был установлен памятник Стефану III Великому, который стал одним из главных символов Молдовы.

С 2004 года Штефан Великий чтится РПЦ в лике Молдавских святых.

Сохранение памяти

Председатель ФНКА Молдаван России Людмила Корсун сказала, что в планах теперь создать ростовую икону Стефана, где будут также изображены три символа православия: весты, церковь и меч. «Мы планируем воссоздать этот образ защитника, и предлагаем желающим поддержать нашу идею», – заявила Людмила Корсун. Кроме иконы, пещерному монастырю необходимы также лампадка и подсвечники.

Два года назад в Свято-Благовещенском мужском монастыре учёные начали реализовывать гранд Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), и обнаружили фрески, написанные ещё при основании пещерного монастыря, возникшего на рубеже XIV-XV вв. Сейчас стоит задача воссоздать изначальное убранство храма с помощью реставраторов, сообщил заместитель председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым Шамир Хубларян: «Мы хотим, чтобы мастера расчистили стены до того слоя, когда монастырь основывался и воссоздали первоначальные лики».

Перед Государственным комитетом по делам межнациональных отношений республики Крым сейчас стоит задача всячески способствовать согласию между живущими здесь народами. Ежегодно на полуострове проходит около 80 мероприятий с участием федеральных и региональных национально-культурных объединений. В республике проживает около 125 национальностей. «Реализация государственной национальной политики в Крыму поставлена на высоком уровне, – уверен заместитель председателя Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым Шамир Хубларян, – Есть понимание между конфессиями, этносами, народами».

Во многом избегать каких-либо противоречий помогают общины. В 2015 году зарегистрировалась Национально-культурная автономия молдаван Республики Крым «Плай». С одной стороны, она объединяет всех молдаван, живущих на крымском полуострове, с другой – помогает своим соотечественникам устроиться на работу и выучить молдавский язык. После 2014 года молдаван в Крыму стало в 4 раза больше – численность выросла с 3 до 12 тыс. человек.

«Мы создаём этнос проживания молдаван в Крыму, а также развиваем здесь традиции молдавского виноделия», – рассказывает председатель региональной национально-культурной автономии РК “Плай” Сергей Ерхан. При поддержки местной власти молдавская община организует Мэрцищор – традиционный праздник весны. Кстати, именно эта организация установила в Свято-Благовещенском мужском монастыре доску в память праведного крымско-молдавского военного братства.

Также на территории Симферопольского городского округа действует отдельная национально-культурная автономия, которая помогает молдаванам устраиваться в республике и меньше скучать по родине. «Мы работаем, чтобы наши соотечественники всегда чувствовали поддержку и могли быть в традиции, которая им с рождения близка по духу, передавать её из поколения в поколение, также привносить и свой вклад в развитие общины», – говорит руководитель Симферопольской городской национально-культурной автономии молдаван Максим Сорочинский.

Молдавские общины работают не только со своими соотечественниками, но также сотрудничают с другими национальностями Крыма: греками, немцами, армянами, татарами, болгарами. Приглашают друг друга на мероприятия. Как резюмирует глава автономии «Плай» Сергей Ерхан, отношения среди народов здесь очень дружеские: «Мы живем в дружбе, и всегда будем беречь существующее на территории Крыма взаимопонимание и братство».

“Крым всегда демонстрировал лучшие традиции добрососедства. Вот и сегодня мы, крымские болгары по приглашению ФНКАМ приехали разделить молебен по 300-м воинам,отдавшим свои жизни на Мангупе. Поездка оказалась крайне глубокой и познавательной”, – заявила Алла Аман, председатель Центра Болгарской культуры им. Ивана Вазова.

«Здесь, в стенах некогда пещерного города, дожившего до наших дней, присутствует невероятная атмосфера, передающая историю прошлого. Также в данной пещере находится природный родник, с чистой питьевой водой. Удивительный и неизведанный Крым и его герои. Давайте будем чтить память героев, живших в недалеком прошлом, которые своими подвигами создавали нашу историю!», – прокомментировала Илона Сорочинская, заместитель председателя региональной национально-культурной автономии молдаван республики Крым “ПЛАЙ “.

Радушную встречу молдавские общины обеспечили сразу по прибытию гостей поминовения защитников православия в аэропорт Симферополя. Организаторы торжественно встретили Председателя ФНКА Молдаван России Людмилу Корсун, заместителя председателя Совета Ассамблеи народов России Андрея Худолеева и Руководителя Департамента по коммуникациям медиа-холдинга «Регионы России» Дмитрия Киселева. Приём получился по-крымски тёплым. 

 

Источник: https://www.gosrf.ru/300-moldavskih-ryczarej-kak-v-krymu-pochtili-pamyat-zashhitnikov-mangupa-ot-osmanskih-zavoevatelej/

Автор фото: Дмитрий Киселев